Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Ушли сдавать свой главный экзамен…

Ушли сдавать свой главный экзамен…

Ушли сдавать свой главный экзамен…
12.05.2021

Чем дальше исторически от нас победные залпы мая 1945 года, тем острее чувствуется боль утрат, тем крепче память о каждом, шагнувшем в бессмертный полк. Наряду с маршалами и рядовыми встает под знамена Победы наш научный полк: доктора наук, молодые исследователи, преподаватели вузов, студенты… Все они приближали главную дату и на фронте, и в тылу. Нам есть, кем гордиться и что рассказать о вкладе советской науки в Победу.

Акция «научный полк», стартовавшая накануне 9 мая, объединила в социальных сетях сотни тысяч неравнодушных людей. Практически все вузы и научные организации в эти дни продолжают рассказывать истории о своих героях. Эти три истории – лишь малая часть большой работы по сохранению исторической памяти в отношении тех, кто бился за Победу на научном фронте и закрывал собой исторические рубежи страны.

Идет тяжелая артиллерия!

Едва на горизонте появлялся он — самый сильный танк Второй мировой, известный под аббревиатурой ИС-2, — немецкие «тигры» и «пантеры» немедленно поворачивали вспять. Противостоять этой мощи не мог никто! Неубиваемый, «призрак» и еще десяток имен дали ему за время фронтовых атак враги и друзья. «Иосиф Сталин-2» покорил мировое танкостроение и оставался на вооружении страны вплоть до 1990-х годов. Автором конструкторского решения ИС-2 был ученый Жозеф Котин.

Свое первое научное изобретение будущий замминистра оборонной промышленности СССР и «отец» советских танков Жозеф Яковлевич Котин сделал практически сразу после школы, когда пятнадцатилетним мальчишкой устроился на харьковский котельно-механический завод «Труд» учеником слесаря. После автомобильного факультета Харьковского технологического института он был командирован в ленинградскую Военно-техническую академию на факультет механизации и моторизации РККА. На защите дипломного проекта талантливого выпускника присутствовал сам маршал Михаил Тухачевский, руководивший в то время перевооружением армии. Именно с легкой руки маршала военинженер 3-го ранга Жозеф Котин до 1937 года работал в академии, где занимался танковым направлением, а в 29 лет возглавил танковое конструкторское бюро СКБ-2 на крупнейшем в стране машиностроительном Кировском заводе в Ленинграде.

Знаменитый танк «Клим Ворошилов», или коротко КВ, тоже был разработан Котиным в кратчайшие сроки и испытан ещё во время Советско-финской войны. Ни одно орудие не смогло поразить усиленную броню танка! Через несколько дней после пробного боя на линии Маннергейма танк был принят на вооружение РККА.

Есть исторические факты, когда «Клим Ворошилов» в ходе одного боя уничтожал десятки танков противника. Вот сохранившееся описание одного из таких столкновений: 23 июня 1941 года недалеко от литовского городка Расейняй советские танки перешли в контрнаступление. Когда закончили бой, выяснилось, что один такой «Клим Ворошилов» с экипажем в шесть человек двое суток сдерживал танковую группу и несколько сотен пехотинцев. По ошибке одинокий танк немцы приняли за брошенный, но когда вывели на дорогу свою колонну танков, пожалели о своём решении. Стальной монстр внезапно «ожил» и разметал грузовик с горючим, колонну танков и машины с провизией. После этого боя на корпусе КВ было несколько небольших вмятин и сколов, но пробить его броню никто не смог.

Что же касается самого ученого, то после победного мая Жозеф Яковлевич вернулся в родную для себя стезю – в науку. Он возглавил кафедру «Автомобили и тракторы» энергомашиностроительного факультета Политехнического института (сейчас – Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого), продолжал заниматься бронетехникой, создавал лучшие в стране трактора, участвовал в ракетной программе. До самой смерти в 1979 году он продолжал оставаться на боевом посту, как его непобежденная врагом техника. Имя Жозефа Котина носят улицы в Санкт-Петербурге и Челябинске и даже горная вершина на Тянь-Шане.

Память о выдающемся ученом и преподавателе бережно хранится в музее СПбГУ им. Петра Великого.

Маньчжурский привет ректора Шувалова

В истории одного из старейших вузов Урала — Уральского государственного педагогического университета есть особая веха, связанная с именем ректора Ефима Шувалова.

Он пришёл в вуз в мирное время, в 1952 году стал старшим преподавателем географо-биологического факультета, начиная с 1967-го и до самой смерти в 1974 году возглавлял институт. В активе фронтовика были не только научные и управленческие достижения, но и высокие награды. Шувалов — кавалер двух орденов «Отечественной войны», двух орденов «Красной Звезды» и награждён девятью медалями.

Когда началась война, Ефим Лукич работал на строительстве оборонительных укреплений на Смоленщине. В октябре 1941 г. по комсомольской путевке красноармейцем был отправлен на фронт. Он воевал на Калининском, Западном фронтах, в Белоруссии, прошёл Прибалтику. В первый бой он пошел рядовым, а закончил войну в должности командира артиллерийской бригады дивизии. Был трижды ранен. Последней точкой войны стала Маньчжурия, а в 1946 году капитан Шувалов после разгрома вражеских сил был демобилизован. Из пятерых кровных братьев Шуваловых, ушедших на фронт, вернулись только двое. И жить Ефиму Лукичу приходилось за себя и за братьев.

Из наградного листа: «В период подготовки к прорыву сильно укрепленной и глубокой эшелонированной обороны немцев в районе Штелишкен тов. Шувалов хорошо организовал разведку огневых точек противника. К началу наступления было выявлено 19 целей, из которых 13 засечены с пунктов СНД. Находясь все время на НП, тов. Шувалов лично сам выявил 6 целей.

В период сопровождения наступающей пехоты артогнем дивизиона в районе Амашенау, выдвинувшись с разведчиками на передовой НП и несмотря на плохую видимость и сильный артогонь противника, тов. Шувалов обнаружил станковый пулемет противника, мешающий продвижению нашей пехоты, который огнем дивизиона был уничтожен.

В бою 1 января 1945 года тов. Шувалов, корректируя огонь дивизиона, уничтожил роту вражеских солдат и вместе с передовыми частями пехоты вошел в населенный пункт Куссен. В этом бою тов. Шувалов личным примером увлекая пехоту, вместе со взводом управления батареи блокировал три дома, превращенные немцами в огневые точки. При этом 3-х немецких солдат он убил из личного оружия».

Все, кому довелось в шестидесятые-семидесятые годы работать под началом Ефима Шувалова, отмечали его высокие деловые качества и организаторские способности. Они называли его «совестью коллектива» и завидовали его энергии и жизненным силам.

Заслонили Родину собой

Во дворе Северо–Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (СОГУ) стоит памятник. Он посвящен тем, чья молодость закончилась тогда, когда во всех радиоприемниках страны прозвучало страшное слово «война».

На памятнике выбиты строки: «Ушли сдавать вы главный свой экзамен, вы заслонили Родину собой».

Из стен СОГУ в ряды Красной Армии добровольцами ушли преподаватели, служащие, студенты — всего 600 человек. Каждый пятый из них остался на полях сражений.

Родину, тот малый клочок земли, неважно на котором из фронтов он был расположен, заслоняли собой буквально, закрывали руками и сердцем. Именно так бился за Победу легенда СОГУ — декан исторического факультета, Герой Социалистического труда Саламджери Алиханович Кокаев.

Он был трижды ранен: сначала осколком мины в феврале 1942 года в боях на Керченском полуострове, потом в Северо-Кавказской наступательной операции в январе 1943 года под Пятигорском… Самое тяжелое ранение Саламджери Кокаев получил в феврале 1945 года недалеко от Берлина в ходе Восточно-Померанской операции, в результате чего потерял обе руки и левый глаз. Будучи тяжело раненным, он сумел выбраться из охваченного пламенем танка. Бойца, обгоревшего и искалеченного, отправляли в госпиталь в бессознательном состоянии и без надежды на спасение.

Но врачи боролись за его жизнь. Почти два года лечения, около двадцати сложнейших операций — и Саламджери Алиханович, как первоклассник, начал снова учиться пользоваться протезами и писать.

Любовь к жизни, за которую он заплатил такую высокую цену, оказалась сильнее боли. Вернувшись домой, Саламджери Кокаев поступил на исторический факультет пединститута (СОГУ), учился, не требуя к себе поблажек, после защиты диплома стал преподавать историю в школе.

Ему хотелось заняться научно-исследовательской работой. И он сумел собрать материал для кандидатской диссертации, а после долгие годы возглавлял кафедру новой и новейшей истории, занимал должность декана исторического факультета СОГУ.

Саламджери Алихановичу посвятили такие строки:

Он никогда руки не подает,
При встрече лишь кивая головою,
Когда в толпе знакомых узнает,
Идя неспешно улицей родною.
Но даже злоязыкие вослед
Ему насмешек колких не бросают:
«Ишь, загордился к старости, мол, дед
От тех наград, что на груди сияют».
Наград на нем и впрямь на полсела.
Но он их честно заслужил когда то
Ценою страшной: два своих крыла
Отдал он, исполняя долг солдата.
…И что рукопожатие! Всегда
О людях по душе мы лучше судим.
Руки не подает он никогда,
Их обе вместе с сердцем отдал людям.

***

Минобрнауки России считает одним из приоритетных направлений сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. За последнюю неделю в адрес ведомства поступили сотни историй о подвигах ученых, преподавателей и студентов, вместить которые в новостную ленту праздничных майских дней невозможно. Но это наши герои, наш вклад в Победу! Поэтому каждая такая история должна быть сохранена для потомков, а имена ветеранов увековечены на Стене памяти научного полка.

На сайте Министерства будет создан специальный раздел, который станет электронной книгой памяти о фронтовиках и ученых, работавших в годы войны, в нем будут размещаться публикации из социальных сетей с хештегом #научныйполк.

Акция «научный полк» продлевается до 22 июня 2021 года.